Маркетинг: наука продавать или наука обманывать?

При рыночных отношениях, когда все отношения напоминают сплошной рынок или восточный базар, на котором одни — разудалые торговцы — пытаются подороже сбыть свой товар другим — зевакам, случайно и не совсем оказавшимся рядом, владение наукой «маркетинг» — умением продать дешевое и ненужное с шиком и втридорога, дорогого и стоит.

Курсы, школы, институты, университеты и академии маркетологоведения изо всех сил, также применяя на своей практике ту же науку «маркетинг» в отношении уже своих учеников — как продать ненужное, дрянное, и не обязательно подороже, изо всех сил научают отставших во времени некогда советских таких честных, но все еще бедных граждан, как тоньше и умнее объё…, обма…, обкра…, э-э-э, «обмаркетинговывать» наивных своих покупателей.

Все они, на разные лады и дурные, хотя и правильно поставленные, голоса, при помощи лощеных манер и грамотно поставленной речи тонко учат тому, как ловчее вкрадываться в доверие доверчивому, идущему в теплые руки покупателю, как при этом держать паузу, какую принять позу, как ярче подчеркнуть незаметные преимущества своего товара и, наоборот, скрыть бросающиеся в глаза, даже неопытному покупателю, недостатки.

Всмотритесь, например, в многочисленные и часто довольно неплохо скроенные ютьюбские курсы маркетинга для тех, кто бежал мимо и думал заработать много, и во всех них, несмотря на то что там могут применяться различные методики науки «маркетинг», вы обнаружите одну закономерность: все они учат тонко манипулировать теми, кому надо что-либо продать.

Прислушайтесь к этим бойким или нудным, с грамотно поставленной или вовсе не поставленной русской речью, с обильными вкраплениями корявых, даже для неопытного уха, иностранизмов голосам, и вы обнаружите, что все они, лестью и хитростью, учат побеждать глупого противника — покупателя, своей умной стратегией — наукой всучать, втюхивать, всовывать. И при этом ненавязчиво, иногда с ехидцей, иногда с важно надутым видом, так гордиться своим умением, как они говорят, продавать.

Или, для расширения кругозора и несмотря на то, что по специальности вы новоиспеченный тренер по бальным танцам, поработайте летом в какой-нибудь маркетинговой компании — трехкомнатной некогда квартире, ныне офисе, с заковыристым названьицем не по-русски, на девятом этаже облупившегося от непогоды уродливого здания, торговым агентом, менеджером по сбыту или специалистом по маркетингу, мерчендайзером или маркетологом (у нас для этого специальное образование совсем не обязательно, главное — было бы желание впаривать и втюхивать). И со временем везде вы обнаружите приблизительно одно и то же: «самый лучший в мире товар», который вам нужно продвигать и сбывать, то и дело оказывается бракованным; на коробках, в рекламных проспектах и на вашей витрине пестреет нечто, лишь отдаленно напоминающее то, что вам приходится продавать — настолько первое краше второго; красная цена вашему товару — цифра раза в три меньше той, по которой вы вынуждены его толкать и т. д. То есть выдаваемое никогда не будет соответствовать предлагаемому.

Ладно, ладно, не все способны сходу, и даже годы спустя, разглядеть то, что я, например, отчего-то вижу везде и сразу. Потому как многие наши маркетологи и спецы по сбыту даже не знают, что такое себестоимость и рентабельность товара, например. И для многих выдавать Китай за Европу и простите, дерьмо за конфетку, вовсе не зазорно: они действительно не видят разницы — такова для них наша рыночная жизнь.

А вот я, старый и глупый, эту разницу с забитым носом за версту чую. Например, когда продавал шаровые краны на заводе, так у нас целый отдел был, ОтиК назывался, у которого было негласное распоряжение сверху по борьбе с недовольными потребителями: «у нас брака нет — есть небрежная установка и неправильное использование нашей продукции потребителем». И пускай потребитель попробует что-нибудь доказать — наш юрист-цербер в обиду «нашу самую лучшую продукцию» никогда не даст. Обиженных в своих самых лучших чувствах и чаяниях, с затопленными квартирами и протекающими трубами потребителей косяками разворачивали восвояси у ворот нашего гиганта-производителя «самой лучшей в мире водозапорной арматуры».

Умение создать имидж продукта и компании на пустом месте: контора трижды им. Шарашкина «Рога и копыта», перепродающая чужое повсюду, позиционирует себя как единственного в мире дистрибьютора, дилера и реселлера (главное, побольше иностранизмов) уникального продукта — рогов и копыт.

Способность ловко, одним элегантным движением, ретушировать дефекты и брак, и даже превращать их в достоинства: фрукты подпорченные? Они натуральные, без грамма химии, поэтому и портятся — это гарантия качества!

Талия брюк занижена, а штанины короткие?! Это мода такая, haute couture, прямо из Тамбова. Не работает кофеварка, микроволновка, утюг? Это вы неправильно пользуетесь! Но мы за символическую плату все отремонтируем.

Продуманное и бесстыжее мифотворчество: сегодня сотнями тысяч в никем не контролируемое интернет-пространство запускаются интернет-утки энд селезни, когда за умеренную плату часто совсем негодный продукт за уши подтягивается в интернет-рейтингах, пишутся заказные статьи, забиваются пиар-контентом специализированные форумы. Устраиваются фееричные презентации, на которых якобы дарят бесплатные подарки и бесплатно угощают (хотя для тех, кто успевает вовремя оттуда смотаться и не подсесть на маркетинговый крючок, подобные мероприятия действительно могут быть бесплатными, но уже за счет тех сливок, которые будут сняты с их собратьев по тем самым кастрюлям, микроволновкам, пуховым одеялам).

И немного арифметики из личного опыта: я в свое время продавал дизайнерские ножи и прочую дребедень. Один нож марки «Шайсер» из нержавеющей стали и с роговой ручкой для дилера стоил 59,9 евро. Для конечного потребителя по минимальной розничной цене 109,9 евро с НДС (то есть дилер, за вычетом оплаты доставки, наваривал около 40 евро на каждом ножичке). А на самом деле себестоимость «продукта» была около 25 евро. «Нержавеющая сталь высшей пробы» в лучшем случае была нержавеющей сталью низшей пробы — ну как осетрина, только второй свежести; «роговая ручка» на самом деле состояла из двух пластинок толщиной 2,5 мм, и не из рогов дикого бизона, а из роговой ткани коровы. И все это «чудо» было изготовлено не «канадцами», а китайцами, не «на заводе», а «в подпольном цеху», и чистый навар в большинстве случаев составлял около 30 евро с ножичка. А конечная прибыль — около 75 евро или 200% рентабельности! И компания вполне успешно наживалась за счет доверчивых немцев, французов и англичан. А вот «недалекие» поляки, чехи и словаки быстро просекали, что к чему, и со своими деньгами расставаться не торопились, хотя все они заядлые охотники, знающие толк в холодном оружии.

Увы, но правда такова, что все, почти все, что мы едим, носим и чем пользуемся, в той или иной степени, это обман, иллюзия комфорта и качества в красивой обертке по равноценному обмену-обману на деньги. Вопрос давно не в том, обманули ли нас. Вопрос лишь в том, насколько.


08:06 18.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Интересное

Эвакуация автомобиля

Водителям не нужно объяснять насколько тяжелой может стать дорога .Ведь автолюбитель не предугадает ...

Почему не всегда помогают психологические советы?

В СМИ часто звучит реклама об открывающихся центрах по раскрытию женщин, в которых учат желающих, ка...

Кто такие янычары?

Часто мы слышали название воинов, именующих себя янычарами. Кем были эти люди и как снискали славу в...

Hennessey создала один из самых быстрых покорителе

Американская компания Hennessey Performance прославилась уже не только своими быстрыми Dodge Viper, ...

"Рецензия. "Неудержимые" или "В бой идут одни

Можно было бы дать именно такое второе название новому фильму Сталлоне. «Неудержимые» - это дорогост...

БМВ в Москве. Ремонтные развлечения.

Автомобили – они же почти как люди. С характером, с недостатками, с болезнями, точнее поломками, - и...

Вкусные рецепты: Сердца "МАМА-АЗИЯ", Тот

Сердца "МАМА-АЗИЯ"и снова сердечки... :) Очень простой, быстрый рецепт в азиатском стиле, на этот ра...

Зачем худеем?

Исследователи проблем снижения веса проводили ряд социальных измерений и выяснили, что люди, отвечая...

Как сцены насилия влияют на детей

На способности к имитации основано как наше индивидуальное развитие, так и развитие культуры и общес...

Если ребенок заболел ветрянкой

Ветряная оспа, ветрянка — острое вирусное заболевание с воздушно-капельным путём передачи. Обычно х...



О информационном портале:

Наш проект создан для людей, желающих постоянно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш портал приятным для просмотра.

Интересная и познавательная информация, которая сгенерированна на нашем ресурсе дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет причины тратить огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.