25 лет легендарному полету Бурана. Как это было?

Четверть века назад, 15 ноября 1988 года, отправился в свой первый и последний полет космический корабль Буран. Советская космическая наука и промышленность достигли своей вершины. К сожалению, один раз покорив эту вершину, ни советская, ни российская наука не смогли забраться на неё вновь. Впрочем, мировая наука тоже.

Чтобы осознать всё величие момента, необходимо вспомнить детали этого позабытого полета. Главное, космический челнок взлетел, сделал два оборота вокруг Земли и сел в режиме автопилота. Без управления с Земли! Это был полностью роботизированный полет. Ни до, ни после полеты такого масштаба не совершались автономно. Из других прорывных технологий: кислород-водородный двигатель, вывод на орбиту 100 тонн полезной нагрузки, возможность спасения корабля и экипажа при аварии практически на любом участке старта и посадки.

Эти достижения были бы лишь точкой на маршруте вверх, к дальнему космосу, если бы советская космическая программа не остановилась. Но, увы, они стали вершиной. Гибель американских челноков, сворачивание программы Спейс-Шаттл сделали полет Бурана вершиной не только для России, но и для всего мира.

Но вернемся к самому полету. Что в нем было особенного? Первоначально предполагалось, что в Буране будут космонавты. Однако, как и для Гагарина, им отводилась роль пассажиров. Весь полет должен был совершаться автоматически. И хотя у Бурана имелись системы ручного управления, в первом полете не предполагалось их использовать. Тогда зачем рисковать людьми? Высшее руководство решило, что не стоит. Кто её знает, эту новую технику. Ещё взорвется, как Челенджер. Траур нам ни к чему.

Жаль наших космонавтов. Они готовились к полету более десяти лет. И, наверное, не случайно из четырех членов команды лишь один остался в живых после 90-х годов. Но это отдельная история. Зато для Бурана беспилотный полет стал рекордным во всех отношениях. Для начала попробуем понять, что такое автоматический полет в 1988 году. Первый спутник запускался, как снаряд. Его орбиту рассчитали до запуска. И, кстати, американцы удивились не столько самой ракете, поднявшей спутник. Да и спутник был очень прост. Но точность вывода его на заданную траекторию была удивительна для 1957 года. Во многом это был успех советских программистов. Полет Гагарина управлялся в значительной степени с Земли. Луноход тоже управлялся с Земли, хоть это и было крайне сложно из-за задержек времени до 24 секунд.

Буран летел полностью под управлением бортового компьютера. А программа занимала аж целых 100 мегабайт памяти! Смешно, да? У нас в телефонах памяти гораздо больше. Но сможем ли мы запустить новый Буран, имея один i-Phone? Ведь к памяти нужны ещё и мозги. К сожалению, космические мозги Бурана погибли безвозвратно. Его программы, записанные на магнитные ленты, не на чем прочесть. Нет такой техники. Да и люди, что писали эти программы, слишком далеки уже от космоса. Казалось бы, достигнув такого рубежа в робототехнике (а что такое Буран, как не летающий робот?), человечество должно было бы осуществить две вековые мечты: создать мир роботов и шагнуть в дальний космос. Печально, но после 1988 года человечество шагнуло обратно, будто испугалось открывшихся перспектив и захлопнуло дверь в завтра.

Хороша ли была программа, что работала на Буране? Да и что можно ожидать от такого «примитивного» компьютера? Посудите сами.

Самое сложное в полете — благополучно сесть. Сколько замечательных проектов, сколько космонавтов и кораблей погибло на этапе посадки. Буран не просто падал на землю в заданной точке. Он садился на вполне определенный аэродром. Подчеркну, самостоятельно, без участия человека. На земле в момент приземления была сильная низкая облачность и боковой порывисто-штормовой ветер. Последнее определило траекторию посадки корабля. До определенного момента она совпадала с рассчитанной в земном Центре Управления Полетами. Но в один миг Буран полетел по своей собственной траектории. Шок, который испытали все, трудно передать. Неуправляемый «утюг» массой 80 тонн мог спланировать «на голову» в любой момент в любом месте. Уже была занесена рука над кнопкой подрыва, уже готовили «некролог» для прессы. Но благодаря воле руководителя полетов Степана Микояна роковое решение не было принято. Решили подождать, что будет дальше.

А дальше Буран развернулся на знакомую посадочную траекторию и благополучно сел на аэродром. Все вздохнули с облегчением. Как показали поздние расчеты, траектория Бурана была самой оптимальной при сложившихся метеоусловиях. От расчетной точки остановки его отделяли по оси полета 190 м (недолет), по боковой оси 9 м (при размахе крыльев 24 м). Вертикальная скорость касания земли всего 0,3 м/с. Очевидцы говорили, что в какой-то момент Буран завис над посадочной полосой и мягко опустился на неё. Казалось, не компьютер управляет космолетом, а пилот экстра-класса. Вот так «утюг»! Если к этому вспомнить, что последний раз Буран включал двигатели в космосе, для торможения на орбите, а в атмосферу вошел со скоростью около 27000 км/ч на расстоянии 8000 км от точки посадки, то понимаешь: сесть корабль мог только с одной попытки. Без двигателей, без управления с Земли, полностью полагаясь на бортовой компьютер.

Это был несомненный триумф! Это был рекорд. Это была важная ступень и в космос, и в робототехнику. Но почему программа Буранов была прервана на самом взлёте? Об этом вы узнаете в следующей статье «25 лет легендарному полету Бурана. Почему первый полет стал последним?».

PS: Более подробно о полете Бурана и советской космической программе можно прочитать на сайте iswill.ru


23:55 20.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Популярное

Подросток чувствует себя не таким, как все. Чем мо

«У моей дочери была заячья губа (двухсторонняя), сейчас ей 13 лет, были сделаны операции, но о...

МОНТАЖ ПОДВЕСНОГО ПОТОЛКА АРМСТРОНГ

Внешний вид подвесного потолка «Армстронг» напоминает набор кассетных ячеек, которые зак...

Статья, рассказывающая о главных достоинствах натя

Появившись в России немногим более десяти лет назад, натяжные потолки (Рязань, как и большинство дру...

Вкусные рецепты: Скумбрия запечённая.(вариант), Эк

Скумбрия запечённая.(вариант)Взять целую тушку свежемороженной скумбрии, разморозить, отрезать голов...

Обзор ЖК монитора Philips 170V

На сегодняшний день рынок компьютерной продукции буквально перенаполнен различными моделями ЖК монит...

25 лет легендарному полету Бурана. Почему первый п

Четверть века назад, 15 ноября 1988 года отправился в свой первый полет космический корабль Бур...

Самый быстрый Raid контроллер уже в Москве!

Основой RAID контроллера служит процессоре компании Intel IOP341 с рабочей частотой 800Mhz! Сегодня ...

Посадка войлочной вишни

Плоды обыкновенной вишни любят многие. К сожалению, это деревце в последние годы часто поражается та...

Актуальность использования интернет рекламы.

Сейчас очень многие фирмы и частные лица имеют свои сайты в сети Интернет. Создание сайтадля крупной...

Может ли любовь сделать наших детей счастливыми?

«Если ребенок не получил любви за то, что он просто есть, то ему очень трудно в будущем заполн...



О информационном портале:

Наш проект создан для людей, желающих постоянно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш портал приятным для просмотра.

Интересная и познавательная информация, которая сгенерированна на нашем ресурсе дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет причины тратить огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.