Подросток чувствует себя не таким, как все. Чем можно помочь?
«У моей дочери была заячья губа (двухсторонняя), сейчас ей 13 лет, были сделаны операции, но остались небольшие шрамы на губе. Форма губы совсем чуть-чуть отличается от обычной: выглядит немного более пухлой и несколько непривычной формы. До последнего времени проблем практически не знали, девочка контактная, есть подружки, достаточно легко знакомится…
Но уже неделю чуть не каждый день плачет: «Я не такая, как все… Я стесняюсь разговаривать с новыми людьми… Я никогда не выйду замуж…» Труднее всего ей объяснять сверстникам, что у нее с губой. Уже и не знаю, что говорить ребенку. Исчерпала все доводы". (Вопрос психологу.)
Ваша девочка сейчас в том возрасте, когда внешности придается особое значение, когда даже очень красивые девочки могут проводить довольно много времени перед зеркалом, выискивая малейшие недостатки и переживая по их поводу. Состояние девочки сейчас с большой долей вероятности обусловлено тем, что кто-то значимый обратил внимание на особенность ее внешности — это взволновало ее, заставило сконцентрироваться на этом недостатке и лишило уверенности. Наша задача сейчас вернуть девочке уверенность в себе.
Давайте будем последовательными. Хорошо, если получится узнать, что стало отправной точкой этих переживаний, на чьи слова дочь отреагировала таким образом. Это знание поможет объяснить возможные мотивы того человека и сделать его слова менее ранящими для дочери. Ведь возможно, у человека не было желания обидеть, а просто имелся интерес, стремление узнать дочь получше (если это был вопрос, а не замечание), например.
С другой стороны, возможно, дочери и вовсе никто ничего не говорил, но нравящийся ей человек, к примеру, обратил свое пристальное внимание на другую девушку, и тем самым побудил копаться в себе и выискивать недостатки, и на поверхности оказалась привычная неправильность губы.
Независимо от того, что стало источником переживаний, можно провести с дочерью несколько взаимосвязанных между собой бесед и упражнений.
1. Поговорите с девочкой об относительности понятия «красота». О том, что в разное время даже в Европе бытовало абсолютно разное представление о красоте в целом (вспомните рубенсовских женщин, посмотрите различные репродукции), не говоря уже об экзотических странах (например, шеи длиной 30−40 сантиметров или крошечные, специально изуродованные в детстве, ножки китаянок). К беседе необходимо тщательно подготовиться.
2. Если девочка все-таки продолжает считать форму губы недостатком, поговорите о том, что люди, имеющие какие-либо недостатки, часто добиваются невероятных успехов, потому что считают, что успех им необходим для компенсации. Приведите в качестве примера Майкла Йорка (известный американский актер с болезнью Дауна), Демосфена, Дикуля.
3. В качестве шутливого примера красоты можно посмотреть мультфильм о потерявшемся бегемотике, который искал свою маму-бегемотиху. Его спрашивали: какая она твоя мама? Он отвечал — самая красивая. Его привели к фотомодели — он сказал: моя мама гораздо красивее. Этот мультфильм также иллюстрирует тезис: когда любишь человека, то принимаешь его целиком со всеми достоинствами и недостатками.
4. После беседы, когда непоколебимые стереотипы девочки относительно красоты пошатнутся, сядьте с ней перед большим зеркалом и рассмотрите внимательно ее лицо: длинные пышные волосы, красивой формы большие глаза, длинные пушистые ресницы. Пусть для каждой черточки на лице у вас найдется ласковое слово, комплимент.
Когда дойдет очередь до губ, поиграйте с их формой: вытяните в ниточку, выпятите — посмотрите, как при этом меняется выражение лица и само лицо. Отметьте, что при этом в зеркале появляется совсем другая девочка, не та, которую вы знаете и любите. Менее естественная и красивая. А свою девочку вы очень любите, и все, кто ее знает хотя бы немного, тоже очень любит. Обнимите дочь и посидите с ней немного.
5. В каникулы предложите съездить куда-нибудь вместе, чтобы развеяться и отвлечься, максимально насыщенно провести свободное время, оказаться среди людей, занятых получением новых впечатлений, а не анализом недостатков внешности.