Значение игр в развитии детей, страдающих ДЦП. Активизация речевого развития с 1 года до 7 лет.

Детский церебральный паралич - это группа разных по тяжести форм моторных нарушений мышц тела. У больного ребёнка могут быть нарушены функции мышц ног, рук, деформация позвоночника, суставов. Также возможны слуховые, речевые расстройства, отсутствие коммуникативных и других навыков, необходимых для жизни. Очень важным является сохранение у многих детей интеллектуальных функций, что определяет возможность обучения.

Положение, при котором ребёнок ограничен в движениях, оказывает большое влияние на его развитие. Как другие здоровые дети он не может бегать, прыгать, играть, общаться с другими детьми. Любая деятельность вызывает у него затруднения, он быстро устаёт, может жаловаться на головную боль, недомогание, возможна быстрая смена настроения, раздражительность, капризы. Очень часто ребёнок не склонен к сотрудничеству, замкнут.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, через неё дети знакомятся с окружающим миром, учатся говорить, читать, общаться, но для детей с ДЦП из-за несовершенства движений, отклонений в речевом развитии она не является ведущей. Поэтому очень важным для его развития является формирование игровой деятельности, т.е. необходимо учить ребёнка играть. Для того чтобы активизировать речь, формировать коммуникативные навыки, развивать движения необходимо создать такие условия, при которых ребёнок мог бы активно, с желанием и с интересом через игры включаться в познавательную деятельность. Одним из таких условий является создание игровой зоны, в которой должны находиться различные по функциям и назначению развивающие игры, книги, пособия.

Развивать речь необходимо с того возраста, как только ребёнок начинает произносить первые звуки. В возрасте от 1,5 до 3 лет малышу показывают и называют предметы, используя картинки, кубики "Животные", "Овощи", "Игрушки". С 3 до 7 лет кубики "Животные", "Транспорт", "Герои сказок", "Азбука", "Цифры". С помощью кубиков ребёнок познакомится с предметами окружающего мира. Играя с куклами малыш познаёт себя в этом мире: "я человек", " я состою из…", "у меня есть семья". Игры "Семейка № 1,№ 2" помогут ребёнку понять кто такие баба, дед, тётя, дядя и т.д. Ребёнка 5-7 лет очень важно познакомить с буквами и цифрами. В этом помогут игры "Словодел", "Алфавит вагончики", "Цифровые коробки", "Математические планшеты". У ребёнка с ДЦП возможны двигательные дефекты рук, для развития мелкой моторики и одновременно для знакомства с буквами очень помогут шнуровальные игры "Ромашка", "Снеговик". Игры со шнуровками, вкладышами помогут не только улучшить двигательную функцию рук, но и дадут новые представления об окружающем мире, разовьют память, мышление, речь.

Следует помнить, что ребёнок, страдающий ДЦП, нуждается в щадящем режиме, он быстро устаёт, может отказаться от игры. Необходимо прервать игру, дать ему отдохнуть и через некоторое время продолжить снова.

Все предложенные и другие развивающие игры есть в интернете - магазине развивающих игрушек "Умный кроха".


Воспитатель и педагог Клячина Г.Н.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: