Может ли налогоплательщик влиять на демократические процессы в обществе?

В разговоре с высокопоставленным военным я однажды сказал ему, что не хотел бы, чтобы в российской армии полковниками и генералами были такие люди, как он. В полемике я заметил собеседнику о том, что заработную плату военным платят и из моих налогов, которые я отчисляю в бюджет. И что я не хотел бы, чтобы он получал такую большую зарплату.

Мой оппонент ответил, что он тоже платит налоги и от моих налоговых отчислений не зависит.

То, что мой собеседник, имеющий высокое воинское звание, не разбирается в экономике, я понял. Но вопрос, может ли налогоплательщик влиять на демократические процессы в обществе, остается открытым. Теоретически, безусловно, да, потому, что рабы налогов не платят и наличие налогоплательщиков в государстве — это показатель демократического общества. Но каким образом рядовой гражданин, отчисляющий налоги, может влиять на демократию в стране? Нас этому не учили.

Понятие налогоплательщика мы получили после перестройки. Тогда в иностранных сериалах герой фильма предприниматель, по сюжету попадая в полицейский участок, уверенно говорит полицейскому начальству: я — налогоплательщик! Это означало требование вежливого обращения к человеку, из налоговых отчислений которого в том числе, состоит и зарплата полицейского.

О том, что налогоплательщик может влиять на демократические процессы в обществе, мы можем увидеть на таком примере, когда президент страны вынужден решать на государственном уровне вопросы об импорте сельскохозяйственной продукции. В демократическом иностранном государстве налогоплательщик может потребовать от правительства снижения таможенных пошлин, приводящих к удорожанию товаров, которые становятся неконкурентоспособными.

Не совсем по теме, но можно привести в качестве примера и французского актера Жерара Депардье, публично выразившего свое несогласие с налоговой политикой государства. И можно предположить, что этим он выразил протест против участия Франции в современных войнах.

Как известно, налоги появились с возникновением государства, которому для удовлетворения коллективных потребностей граждан требуются денежные средства. По определению «налогоплательщик» — это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность выплачивать налоги. Размер налоговых сборов определяется суммой расходов государства на управление, оборону, суд, охрану порядка и т. д.

Установление налога — это суверенное право государства, которое реализуется им в решениях высших законодательных органов. Налоги в обществе и в государстве выполняют две функции: фискальную (обеспечение бюджета соответствующего уровня) и регулирующую. Налоги бывают прямыми и косвенными. Понятие налогов и их виды зависят от их классификации.

1. Федеральные налоги и сборы. 2. Региональные налоги и сборы. 3. Местные налоги и сборы.

Надо сказать, что в данном случае понятие «налогоплательщик» ассоциируется с таким понятием, как «работодатель», который организует рабочие места и платит налог на прибыль. В то же время ситуация, когда «налогоплательщиком» и одновременно «налогополучателем» является само государство, говорит о том, что наличие демократии в этой стране под большим вопросом.

Таким образом, чем больше количество «налогоплательщиков» (работодателей), юридических и физических лиц, получающих доходы и участвующих в формировании государственных финансовых ресурсов, тем больше присутствие демократии в политике государства. Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».

Налоговое бремя — это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика — например, предпринимателя, отчисляющего прямые (социальные, имущественные и др.) налоги в федеральный бюджет. Мы все платим «подоходный» налог, но эти налоговые отчисления, как правило, относятся к налогам регионального уровня и не влияют на финансовую политику государства.

Но если взять такой показатель, как прожиточный уровень или покупательная способность получаемой зарплаты, то картина выглядит неубедительной. Со времен перестройки налогооблагаемая база подоходного налога менялась раз десять, в то же время разрыв покупательной способности минимальной и максимальной заработной платы огромный. А не облагаемый налогом минимум не способствует сокращению разрыва между минимальной и максимальной заработной платой.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот играет отрицательную роль, когда в стране начал накапливаться олигархический капитал. Назвать олигарха налогоплательщиком или предпринимателем (работодателем) довольно сложно, и никакое налоговое бремя не может остановить накопление олигархического капитала. Так как регулирующие прибыль факторы (уровень рентабельности и др.) из налогообложения были изъяты.

Такая ситуация не способствует улучшению демократических процессов в обществе и позволяет выводить из страны большие денежные средства, что мы часто и видим в СМИ, в передачах об очередном сбежавшем олигархе. История Древнего Рима говорит о том, что олигархия, поглотившая демократию, была заменена диктатурой, когда один из мировых деятелей в борьбе за власть путем гражданской войны превратил «демократический» Рим в империю.

Сейчас популярность радикальных идей реформирования налогового законодательства очевидна. Разные новаторы предлагают снизить налоговое бремя, сократить налог на прибыль и личный подоходный налог, убрать НДС и таможенные пошлины, повысить ресурсные платежи, свести налоговую систему к двум-трем налогам. Будем надеяться на улучшения в налоговой политике государства, которое позволит увеличить количество «налогоплательщиков» в стране. А соответственно, и поспособствует развитию демократических процессов в обществе.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: