Чем интересны записные книжки?
«В запылённой пачке старых писем мне случайно встретилось одно-о-о…» Помните песню К. Шульженко?
На эту статью меня подвигли просмотр старой записной книжки почти 30-летней давности и 10-я годовщина ухода Я. Голованова — одного из властителей дум своего времени.
…На место грузчика меня как бывшего инженерно-технического работника приняли с условием, чтоб я не претендовал на более высокие должности. Я рьяно начал работать, благо зарплата была хорошая и крайне необходимая. Не чурался и общественной работы: выпускал цеховую стенгазету, писал заметки в городскую газету, встревал в технику безопасности, бурно занимался рационализацией, о чём и сейчас вспоминаю с удовольствием.
Не помню, по какой линии (партЕйной или профсоюзной) меня с кем-то на пару командировали обследовать условия проживания одной «малообеспеченной» семьи. На днях, перелистывая записную книжку тех времён, я наткнулся на краткое описание тех условий, что и послужило поводом взяться за статью.
Привожу без существенных купюр: «Адрес: улица …, № дома, фамилия. Без прописки проживает семья… 18 метров общей площади, ниже уровня земли на 1 м. Семья 5 человек. Дети: 9 лет, 4 года и 4 месяца. Комната сырая, стены и потолок в потёках, вещи в плесени (это бывшая кладовая), на полу 4 ямы для стока воды. В ямах собираются мокрицы и слизняки, которые особенно активно ползают ночью. Дети болеют тонзиллитом, мать тоже. Младший, Андрюша, болел бронхитом 4 раза. Одно окно наполовину в земле, отопление буржуйкой. В комнату попадает вода при разрыве водопровода. В комнате устойчивый запах плесени».
Не могу доложить, что именно было предпринято для улучшения условий проживания этой семьи, но по общему тогдашнему настрою улучшение было сделано.
А вот запись хроники скандального случая с директором. Вечером за банальное нарушение ПДД была остановлена «Волга» директора, который был «немножко подшофе». По нынешним временам пустяковый случай. А тогда это называлось использованием служебного транспорта в личных целях. На следующий вечер директор засветился на ТВ, и репортаж видели многие. Директора и без того недолюбливали, поэтому тут же начались пересуды в кулуарах курилок и раздевалок. По телефону на студии подтвердили, что случай имел место, но фамилию директора не назвали.
Два следующих дня его не было на работе как бы по болезни, потом появился на субботнике. Я сам репортажа не видел, но ездил на студию с двумя очевидцами выяснять обстоятельства. Были и другие инициаторы расследования, меня кое-где поразбирали, затем дело постепенно и благополучно утихло.
Ход расследования дела Сердюкова в наши дни напоминает мне тот случай. Когда директор вышел на пенсию, мы встречались с ним на остановке и вполне мирно обсуждали общие вопросы, не касаясь того инцидента.
Я и сейчас веду «кондуит», где записываю перлы, рецепты, стишки и выражения из сети. Их и месячной давности любопытно просматривать.
Вот запись А. Вампилова: «Мы много говорим о том, что мы сделали, или о том, что собираемся сделать. Делать надо, а не говорить».
Записные книжки Ильфа и Петрова, «Записки вашего современника» Я. Голованова, многих других авторов стали хрестоматийным чтивом, растаскиваются на цитаты, читаются как увлекательные романы. Мне запомнилась запись из Ильфа-Петрова: «Чем ни пичкали, а выросли спичками». Я бы присудил какую-нибудь премию Я. Голованову посмертно за его книгу «Записки вашего современника». На него, с его чёткими и ясными суждениями, нужно равняться авторам ШЖ, читателям-комментаторам. Пора и о нём написать книгу или хотя бы статью.
Сейчас кажется, что все сверху донизу просто погрязли в словесах, особенно на форумах и блогах. «И читаешь в Интернете — всё слова, слова, слова…» А вот о реальных «доблестях, о подвигах, о славе» совсем стало мало сообщений.
«По всему по этому» не выбрасывайте свои записные книжки, среди них могут оказаться «жемчужные зёрна», которые будут «с уважением ощупывать» любопытные потомки.