Хочешь стать известным? Слагай мифы про себя. Ко дню рождения Сальвадора Дали
Уже не вызывает сомнения, что Сальвадор Хасинто Дали Доменч Куси Фаррес (он же просто Сальвадор Дали) был гениален еще в утробе матери. Правда, прежде только он сам об этом говорил, но, по мере возрастания его популярности и обретения прижизненной славы, об этом стали говорить все поклонники его таланта. Стали говорить даже те, кто не видел его художественных работ.
Его родители очень хотели иметь сына-Спасителя, потому и назвали соответственно: Сальвадор в переводе с испанского означает «спаситель». И спасать ему предстояло их древний род (первый сын, появившийся в семье, умер), но юный Дали выбрал иной путь.
Его путь лежал в мир искусства и в пучину эпатажа, в дебри тщеславия и в удовольствие самолюбования, в болезненность зависти и в возвышенность любви. Этот путь он выбрал сам и сам сотворил свой мир.
Мир художника по определению сложен и многообразен, зачастую настолько самобытен и оригинален, что говорить о художнике «Не от мира сего» стало уже привычным.
Но, одно дело, когда про художника говорят другие, притом, что сам художник о своих чудачествах и не подозревает — он живет этим естественно. Живет, как дышит. Другое же дело — нарочитая эпатажность, чтобы вызвать интерес к себе. Этим грешат многие люди искусства. И оно понятно — индивидуальность превыше всего.
Имя, как товарный знак, ценится очень высоко. Порой сами произведения и произведениями-то сложно назвать, но имя творит чудеса. Точнее — деньги.
К Сальвадору Дали не относятся эти противопоставления. Он органичен. Он воплотил в себе всё сразу. Благодаря действительному таланту художника, конечно же.
Уметь хорошо рисовать и стать признанным художником — не одно и то же. Прежде в мир искусства нужно интересно войти, чтобы тебя запомнили. Кто-то пытается изображать подвиги, кто-то на каждом шагу демонстрирует свои «лучшие» стороны характера и души, кто-то искренне верит, что количество обязательно перейдет в качество применительно к художникам…
Сальвадор Дали решил шокировать публику! Он принялся решительно бороться со здравым смыслом. И результаты не заставили себя ждать: его изгоняют их Академии художеств за дерзость, он попадает в тюрьму ненадолго… За кощунственные слова «Я плюю на свою мать», начертанные на одной из своих картин, отец Сальвадора запретил ему возвращаться домой.
Не перечесть все его выходки, чудачества и «выкинутые номера». То он Пикассо в Испанию приглашает своеобразно: «Пикассо испанец — и я тоже испанец! Пикассо — гений, и я тоже гений! Пикассо — коммунист, и я тоже нет!» То в золотом скафандре и сидя в прозрачной сфере приветствует зевак Нью-Йорка. То фильм «Тачка во плоти» с Анной Маньяни в главной роли собирается снимать. Причем героиня по сценарию влюбляется в автомобиль.
Одним словом, гений сюрреализма!.. Сюр в живописи, сюр в дизайне, в парфюмерии, в моде, в кино, в литературе, в человеческих отношениях… Действительно не перечесть всего в одной статье, но упомянуть можно.
И потому хочу предложить вашему вниманию лишь некоторые советы из «50 магических секретов мастерства» от Сальвадора Дали.
Секрет первый: у художника должно быть пять различных кистей, каждой из которых он работает совершенно особым образом.
Секрет второй: без трамплина нельзя отшлифовать детали картины, делая «летящие» движения веерообразной кистью.
Секрет третий: «сон с ключом в руке».
Секрет четвертый: «сон с морскими ежами».
Секрет пятый: «сон под воздействием трех глаз зубатки».
Секрет шестой: «сон в состоянии полубодрствования».
Секрет седьмой: одни предметы отталкивают, а другие притягивают сетчатку глаза.
Секрет восьмой: растения, которые способствуют занятиям живописью, и которые можно посадить рядом с домом художника.
Секрет одиннадцатый: как из остова морского ежа сделать подзорную трубу, с помощью которой художник узнает, что настала пора закончить работу над картиной.
Секрет четырнадцатый: выбирая себе жену, художник должен помнить о совершенной форме оливки.
Секрет пятнадцатый: как построить жилище для пауков.
Секрет шестнадцатый: как с помощью этих жилищ вернуть прошлое.
Секрет семнадцатый: секрет маленький, но очень важный — как сделать навес, мешающий пыли оседать на картину.
Секрет восемнадцатый: у художника должны быть длинные, загнутые кверху усы.
Секрет девятнадцатый: как заниматься живописью, не умея рисовать.
Секрет двадцать третий: почему великий рисовальщик должен рисовать обнаженным.
Секрет сорок шестой: как использовать в перспективе золотое сечение, чтобы полученные результаты навевали легкую грусть.
Секрет пятидесятый: об ангеле.
В заключение цитирую Сальвадора Дали как повод для размышления: «Наше время — эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно».