Фильм «Отель «Гранд Будапешт». А не замахнуться ли на «Оскар»?
«Красота спасет мир!» — эти бессмертные слова Ф. М. Достоевского — первое, что приходит на ум после просмотра работы Веса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт». Совершенно мастерский подбор актёров привел к удивительной метаморфозе: мне кажется, в фильме все и всё почти красивы и красиво. Как внешностью, так и характерами.
Даже самый отпетый негодяй Джоплинг в штанишках с короткими штанинами в исполнении Уильяма Дефо реально красив. Посыльный паренек из непонятной далекой объятой войной страны в исполнении Тони Револвари — очень красив. Даже «плоская как доска» Агата (Сирша Ронан) — девчушка неказистая, конопатая, с огромным родимым пятном на щеке — очень красива. Вспоминая ее крупный план, ее лицо, ее улыбку, высвеченную оператором под определённым углом, я невольно поймал себя на мысли, что она обворожительна. Это фильм про красивых людей, и как бы они себя не вели, как бы не выглядели комично и нелепо, они — красивы.
Фильм «Отель «Гранд Будапешт» красив и костюмами. Он удивительно красив пейзажами и ландшафтами. И красота эта достойна высокой оценки. А почему бы и не замахнуться на «Оскар»?
Вес Андерсон, несомненно, как режиссер имеет свой стиль. Куда его только не закидывала выдумка! Но на сей раз маэстро занесло в такие крученые дали, что я даже несколько озадачен с определением жанра фильма «Отель «Гранд Будапешт». Поразительно, но я нашел тут смесь из советских «Джентльменов удачи» и «Рождественской истории» Голливуда. Здесь «Семейка Адамс» приправлена стилистикой раннего Тарантино («Четыре комнаты»). Да что же это за блюдо сготовил нам мистер Андерсон?
Основой истории стало воспоминание. Это распространённый кинематографический и литературный прием. Посыльный Мустафа — некогда милый паренёк, а теперь один из богатейших людей вымышленного государства Зубровка. (Почему Андерсон остановился на этом названии? Может, он любит русскую водку? «Зубровка» все еще имеется в продаже). Мустафа вспоминает в обществе молодого писателя в исполнении Джуда Лоу, как он стал тем, кем стал. Актер Мюррей Абрахам — Мустафа в старости — степенен и в чем-то величественен, как и подобает быть восточному богатому шейху. Но при этом он помнит, что родом он из простой бедной семьи, из разоренной некогда войной страны, и только великая Дружба и невероятное переплетение нитей судьбы сделала его тем, кем он стал.
У пожилого джентльмена незначительная эпизодическая роль. Так же как у персонажа Джуда Лоу. Вот в чем еще один секрет всей вещи «Гранд Отель Будапешт»: это нарезка великолепно сыгранных эпизодических ролей!
Мы пока отставим в нашем рассуждении работу Райфа Файанса в главной роли (Густав). Это тема особая. Но самая сильная прелесть картины — в нарезках мастерской работы звезд кино в небольших ролях. Фильм похож на разноцветную мозаику, собранную из разных частей, но при этом общая картина завораживает.
Сын умершей пожилой леди — Дмитрий — в исполнении Эдриана Броуди получился комически неуклюжим. Он — русский. Русские мотивы в фильме запущены не случайно. Балалайки, стопки водки, киллер, работающий на русских, в исполнении Уильяма Дефо. Зачем весь этот русский антураж? Фильм снят по мотивам произведений Стефана Цвейга, а тогда, в том мире, все же Россия и русские значили многое. Сейчас Вес Андерсон усилил и довел до гротеска эти стереотипы о русских, что меня совсем не обидело, но придало всему фильму очарование русской потехи.
«Отель «Гранд Будапешт» — это потешный фильм. Черный юмор типа из «семейки Адамсов» здесь намешан с философскими и общечеловеческими вопросами.
Можно ли отдать жизнь за друга просто потому, что он стал тебе другом? Должен ли один из пяти сообщников-дружков безо всяких сомнений жертвовать своей жизнью, чтобы остальные четверо «корешей» могли продолжить свой путь к свободе? Эпизод побега зеков — один их самых сильных в фильме, как мне представляется. Один из бегущих прыгает без тени сомнений в комнату с охранниками, чтобы расчистить путь, и он при этом знает, что шансов спастись ему самому нет…
Вес Андерсон на фоне достоверности декораций отеля дает нам малореальную картинку отношений между людьми. Диалоги не просто смешны, они утонченны и рафинированны, они привлекают витиеватостью слога и, казалось бы, полной своей неуместностью. Но именно слушать этот фильм доставляет одно из наибольших удовольствий. Слушать персонажей, предугадывать их слова, удивляться нелогичным паузам, когда казалось бы, нужно бежать от опасности как ошпаренному кролику, когда нужно спасать свою шкуру, но…
Андерсон не таков: он делает героев заторможенными и чем-то похожими на мир книги «Приключения Бравого солдата Швейка».
Весь фильм зритель получает ответ на вопрос: кто такой этот пожилой господин (в исполнении Мюррея Абрахама) и какова его история? Для этой задачи Андерсон собрал плеяду звезд мировой величины: тут и Райф Файнс, и Эдвард Нортон, и Билли Мюррей, Оуэн Уилсон, Уильям Дефо, Эдриан Бродуи…
Я все задумывался, а что подвигло этих мастеров согласиться на крохотные роли в фильме, возможно, в ущерб другим большим проектам? Сценарий! И атмосфера этой сказочной вещи. Мне кажется, сняться в таком необычном кино — это просто удовольствие. Не только смотреть, но и стать его частью.
Пару слов о главном герое. Райф Файнс (Густав) — соблазнитель пожилых и богатеньких постояльцев — персонаж отрицательный, я бы сказал, в чем-то скользкий. Беспринципный. И надо же так здорово выдать на экране метаморфозу превращения из неприятного типа в некий образец высокой мужской дружбы! Человеческой преданности. Этот путь зритель видит на экране. Браво, господин Густав!
Особое место в фильме занимают пейзажи. Ах, как они восхитительны! Погони на лыжах и старых мотоциклах, бескрайние горы и мрачные задворки городов, подвесные канатные дороги и едва освящённые улицы провинции. Прыгающий на фоне сумерек с мостика на мостик Мустафа. Сказочный полуреальный мир Веса Андерсона создаёт ощущение пребывания внутри большой взрослой сказки. А сказки я люблю с детства.
«Отель «Гранд Будапешт» — это проект о красивых людях. О Великой Дружбе, о тех отношениях между людьми, которые мы уже никогда, наверное, не познаем.