Зачем в Даурской земле реки и села одинаково называли?
В СМИ иногда бывают материалы, в которых местные исследователи пытаются обосновать значение необычного названия того или иного населенного пункта. Например, село Улеты (до середины XX века Улятуевское, Улетуевское), расположеное в 120 км на юго-запад от Читы на реке Ингода.
Считается, что село получило свое название от одного из эвенкийских родов коренных жителей этой территории: Улятуйский род, Улятуевское поселение, затем Улетовское, Улёты. Топоним Улятуй переводится как долина ветров, ветер. Впоследствии основатели поселения эвенки ассимилировали с бурятами. По другой версии село Улеты возникло в 1803 году в связи с обслуживанием Нерчинского тракта, основное население здесь живет русское.
Есть предположение, что название села могло достаться по наследству от монголоязычного племени «Элюты» (уйгуры), которые по легенде происходят от Олюдая сына Баргу (советника Алтан-хана) и шаманки Асуй-хан. Уйгуры в конце XVI, начале XVII века кочевали из Джунгарии на север и в 1630 г. поселились на берегах Волги. До появления в здешних местах русских землепроходцев все население Сибири были данниками у хана Кучума или у монгольских феодалов.
Первые упоминания о поселении Улеты встречаются в 1788 году, связанные с приходом русских в Забайкалье для сбора подати с местного населения. Основными занятиями переселенцев стали земледелие и скотоводство. Хронологическая цепь событий освоения Забайкалья говорит о том, что в 1655 г. даётся царский «наказ» Афанасию Пашкову на воеводство «в Даурской земле». И на «Чертеже» 1698 года есть надпись «Дауры» между реками Селенгой и Ингодой.
Здесь можно говорить, что русские люди появились под началом Афанасия Пашкова на реке Ингоде, в соответствии с исторической справкой, в 1657 году ниже расположения нынешнего села Улеты приблизительно на 100 км. Застали они здесь, по свидетельствам историков, одних только тунгусов, которые перекочевали на оставленные уйгурами земли.
Для несения караульной службы в казаки набирали и местное население, проживающее в местах постройки острогов и городков. Так до заключения Буриинского трактата 20 августа 1727 г. эвенки несли службу на всем протяжении Нерчинской границы от Бальджинского караула до Аргунского острога, на расстоянии 800 верст в 21 карауле.
После заключения графом Рагузинским Буриинского трактата был сформирован тунгусский казачий полк, который получил от хоринских бурят 500 лошадей и нес службу от Бальджинского караула до Цурухайтуя на протяжении более 800 верст. В 1764 г. также были сформированы четыре казачьих полка из селенгинских и хоринских бурят, которым по Указу Петра I от 1703 года были определены места их кочевий в Агинских землях.
Хоринские буряты несли службу по Яблоновому хребту от Мензенского караула до Бальджинского караула и им были переданы прилегающие сюда кочевья и звероловные места. Здесь надо сказать, что название «Яблоновый хребет» явно добурятского происхождения и назывался у землепроходцев Иргенским волоком.
В 1851 на территории Забайкалья образовалось Забайкальское казачье войско, в состав которого вошли и бурятские казачьи полки. На этот период, по сведениям ученых, численность эвенков была 36,2 тыс. человек, бурят — 27,2 тыс. человек. К концу XIX века их соотношение резко изменилось: численность тунгусов составила 61 тыс., бурят — 288 тысяч.
Организованное казаками-первопроходцами пашенное земледелие с 1651—1653 гг. позволило постепенно решать продовольственную проблему обеспечения населения продуктами питания. И с этой точки зрения версия образования на реке Ингода села Улеты для хозяйственных целей выглядит предпочтительней. Но здесь есть еще один вариант, говорящий о том, что топоним «Улеты» принадлежит первопроходцам.
На это соображение выводит другое поселение с аналогичным названием Улятуй в Оловянинском районе Забайкальского края. Это говорит о том, что если улятуйский род тунгусов и мог кочевать на двух далеко расположенных друг от друга притоках реки Шилка, то такого удачного расположения двух одноименных сел вдоль границы с соседним государством эвенки сделать не могли.
Такой сложный «прострел» длиной почти в тысячу километров могли сделать только люди, владеющие навыками картирования осваиваемых земель. Для понимания этой загадки может служить то обстоятельство, что село Улеты (Улятуй) расположено на реке Улетка, впадающей в Ингоду и имеющей начало на Яблоновом хребте. На небольшом расстоянии от истока Улетки находится исток другой реки Улетки, которая с другой стороны хребта впадает в реку Хилок в пределах тамошнего жилья «Улетка».
Это говорит о том, что в данном месте был волок и первопроходцы, чтобы не путаться в местных названиях, давали им свои, одинаково звучащие. А южнее Улет примерно на 200 км на реке Блудной, в районе, где предположительно проходили в древности торговые караваны, находится село Улястуй.
Таким образом, первопроходцы для изучения территории края с реки Хилок через село Улеты двигались на Восток по рекам Оленгуй и Иля на реку Онон, сплавляясь по которой, доплывали до впадения реки Улятуй, в верховьях которой и находится второе поселение Улятуй. К югу от него расположен Бурлятуй и одноименная река. Далее в восточном направлении следует Александровский завод, затем Нерчинский завод и Горный Зерентуй, на которых отбывали каторгу участники Октябрьской революции 1917 года.
Так, пройдя один из путей изыскателей, мы можем увидеть, что одноименные поселения Улятуй как бы ограничивают с запада и востока территорию Агинского бурятского округа. И можно допустить, что ранее эту территорию занимали тунгусы (раз они этот участок границы и охраняли), которые затем «ассимилировались».
И здесь же протекает река Хила, как бы отделяющая Агинскую степь от гористой части округа. Река с тем же названием Хила протекает вблизи Иргенского Острога и вблизи Нерчинского острога, как бы определяя границы их территории.