СРО в строительстве для трехстороннего управления сделками и влияние на руководящие органы в ней
В буквальном смысле саморегулирование (self-regulation) - это наложение индивидуумом на себя определенных ограничений без какого-либо внешнего принуждения к этому. В экономической практике в данное понятие вкладывается несколько иной смысл. СРО в строительстве понимаются как регулирование строительных рынков и сфер самими экономическими агентами, без вмешательства государства. Если рассматривать СРО в строительстве в координатах "свободный рынок" - "государственное регулирование", то в отличие от свободного рынка саморегулирование предполагает установление определенных формализованных "правил игры" для участников определенного сегмента рынка, включая санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка, которые в известной степени ограничивают свободу экономических агентов. С другой стороны, как установление "правил игры", так и разрешение конфликтов осуществляется самими участниками рынка без прямого вмешательства государства. С этой целью ими создаются специальные организационные структуры - СРО, которым и делегируются определенные полномочия и часть прав экономических агентов. Иными словами, формируется трехсторонняя структура управления сделками, однако третьей стороной выступает не государство в лице судебно-арбитражной системы или отраслевых регулирующих агентств, а специальные организации, созданные и контролируемые самими участниками рынка. Как и другие формы трехстороннего управления трансакциями, саморегулирование эффективно в тех случаях, когда имеет место использование малоспециализированных или идиосинкразических ресурсов при нерегулярном характере взаимодействия контрагентов (в условиях неоклассической контрактации).
Правила СРО в строительстве не противоречат формальным нормам, созданным государством, и являются легитимными. Безусловно, в реальной экономике могут существовать соглашения экономических агентов, реально воздействующие на их поведение на рынке и предполагающие определенные санкции за нарушения, но при этом противоречащие формальным нормам. Типичный пример таких соглашений - неформальные картельные соглашения. Подобного рода нелегитимные соглашения и объединения под наше определение СРО не попадают.
Влияние на руководящие органы
Возможностей влиять на состав руководящих органов СРО в строительстве у его членов больше, чем возможностей влиять на назначение чиновников регулирующих органов государственной власти или да¬же возможность 1 раз в 4 года выбирать депутатов, губернатора, президента. Если недовольство граждан работой милиции или суда не может привести к смене руководства МВД или судейского корпуса, то недостатки работы органов и должностных лиц СРО могут приводить к оперативной смене персонального состава таких органов и должностных лиц на ежегодных собраниях.
Представляется, что усилия членов СРО в строительстве целесообразно направлять на совершенствование деятельности своих ассоциаций, союзов и партнерств, поскольку уже совершенно ясно, что институт саморегулирования признан обществом, что позволяет надеяться — он не сойдет со сцены в обозримом будущем.
Подтверждением тому является опыт работы СРО в Великобритании, Франции, США и других странах, где, как правило, существует одна-две основных таких организации. Их деятельность сосредоточена прежде всего в области строительстве.
Наличие большого числа СРО в строительстве вряд ли является оправданным, так как приводит к тому, что одни и те же профессиональные участники, вступая в различные СРО, действуя на одном рынке, должны будут выполнять различные требования, что вносит разнобой в регулирование одного вида деятельности.
СРО в строительстве Источник