Принципы создания СРО в строительстве
Поскольку СРО в строительстве создается именно для регулирования, т. е. формализации правил ведения строительного бизнеса и установления системы ответственности за их неисполнение, то при создании СРО используется так называемый отраслевой принцип, который определяется формулой один вид деятельности = одна отрасль один вид СРО. Фактически цеховой принцип СРО является исторической объективной необходимостью и позволяет избежать возникновения конфликта интересов внутри СРО в строительстве. Трудно представить себе, что некое образование, состоящее из субъектов, представляющих различные профессии и виды деятельности, может принять какие-либо эффективные правила для одного из этих видов деятельности и потом качественно контролировать их исполнение субъектами. Однако создание СРО с использованием отраслевого принципа никак не ограничивает любые формы межотраслевого взаимодействия, например участие представителей иных профессий в работе органов СРО в строительстве.
Постоянное использование в данной статье терминов профессия и вид деятельности обусловлено тем, что создание СРО в строительстве может эффективно функционировать только на регулируемых рынках. В частности, именно поэтому нет необходимости создавать, например, СРО независимых директоров или профессиональных инвесторов, поскольку не определен предмет регулирования, т. е. профессия или вид деятельности.
Если принять во внимание, что предметом регулирования является управление рисками (пакетами рисков) каждой сферы деятельности, то особую роль начинает играть такой обязательный признак СРО в строительстве, как использование механизмов материальной ответственности. Можно предположить, что формы негосударственного регулирования, обеспеченные материальной ответственностью СРО, окажутся эффективнее, чем регулирование чиновником, не несущим ответственности за принимаемые решения. Именно наличие материальной ответственности (формирование компенсационных фондов или имущества обществ взаимного страхования происходит за счет средств участников СРО в строительстве) позволяет создавать эффективные системы контроля за рынком. Предполагается, что СРО будет осуществлять контроль за соблюдением соответствия не только требований нормативных правовых актов, но и собственных правил и стандартов. Определение требований СРО в строительстве как дополнительных к требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не означает зарегулированность участников внутри СРО и принятие рынком на себя дополнительных обязательств с целью формирования положительной деловой репутации, а позволяет устранить пробелы нормативного регулирования и развивать регулирование как таковое.
Следует обратить внимание на то, что выполнение СРО функции третейского судьи не является ее квалифицирующим признаком. Несмотря на то что третейская функция является очень важной и полезной, создание третейских судов при СРО не влияет на специфику ни самой СРО, ни третейских процедур. В то же время закон возлагает на СРО в строительстве обязанность создавать органы, применяющие меры дисциплинарной ответственности к членам СРО в строительстве за нарушение правил и стандартов. Подобная карательная функция необходима для повышения степени ответственности членов СРО в строительстве и способствует формированию коллективного брэнда.
СРО в строительстве Источник